30 ЛЕТ «ЧЁРНОМУ АЛЬБОМУ». 10 ФАКТОВ, КОТОРЫЕ ВЫ МОГЛИ НЕ ЗНАТЬ О ЛЕГЕНДАРНОЙ ПЛАСТИНКЕ METALLICA
12 августа 1991 года в продажу поступил альбом “Metallica” (более известный как “Чёрный Альбом”) группы Metallica. Сегодня переломному великому альбому исполняется ровно 30 лет! По этому случаю мы подготовили для вас 10 фактов, которые вы могли не знать о пластинке. Максимальный репост!
***
Одноименный пятый альбом “Metallica”, в в народе известный как “Black Album”, всё ещё возвышается над современным хард-роком и металлом, как гигантский обсидиановый монолит. Выпущенный сегодня 30 лет назад, “Metallica”, был продан 650 000+ копий за первую неделю после выпуска и провёл четыре недели подряд на вершине “Billboard 200″ в конце лета 1991 года. Продано более 16 миллионов копий в только в США, что сделало его самым продаваемым альбомом за последние четверть века. И хотя трудно поверить, что есть ещё чудаки, у которых всё ещё нет этого альбома, “Чёрный Альбом” с точки зрения продаж по-прежнему опережает большинство новых металлических релизов, уходя в руки слушателям в среднем по 5 000 раз в неделю.
Несмотря на (или, возможно, благодаря) феноменальный успех, “Metallica” продолжает оставаться яблоком раздора среди хардкорных фанатов группы, и многие полагают, что радиоформатные хард-роковые гимны, такие как «Enter Sandman», «The Unforgiven» и «Nothing Else Matters» полностью нарушили клятву трэш-металу первых четырёх альбомов Metallica. Но сами музыкнаты (вместе с продюсером Бобом Роком) по-прежнему убеждены, что более упорядоченное направление альбома было необходимым шагом в музыкальной эволюции Metallica. Эй, 16 миллионов фанатов не могут ошибаться, верно?
В рамках празднования 30-й годовщины со дня выхода альбома ловите некоторые известные и не очень факты об альбоме “Metallica”:
1. Группа начала писать более короткие и простые песни отчасти из-за того, их фанаты выглядели заскучавшими во время концертов.
В то время как участники Metallica в значительной степени чувствовали, что они продвинули свою концепцию прогрессив-трэша настолько далеко, насколько могли в 1988-го году с помощью альбома “… And Justice for All”, они также осознали, что испытывают терпение своей живой аудитории эпическими, запутанными песнями, например, почти 10-минутной композицией, одноимённой альбому.
«Мы поняли, что, по общему мнению, песни были чертовски длинными», - сказал соло-гитарист Кирк Хэмметт “Rolling Stone” в 1991 году. «У всех в толпе были такие постные щи, что я думал: «Чёрт возьми, им это не в кайф также, как и нам». Хэммет признал, что группе тоже надоели замысловатые аранжировки песен. «Я помню, как однажды вечером после выступления тура «Justice» я вышел за кулисы, и один из нас сказал: “Бля, это последний раз, когда мы играем эту ё*аную песню!”»
2. «Enter Sandman» - самое первое, что группа написала для альбома.
Зловещий и резкий «Enter Sandman» идеально отражает новое направление Metallica. Но вместо того, чтобы мелкими шажками двигаться к новому саунду, группа нырнула в него прямо во время первых сессий сочинения для альбома “Metallica”, взяв за основу простую блюзовую гитарную конструкцию от Хэммета и быстро превратив её в то, что стало их самым большим хитом.
“«Enter Sandman» был первым, что мы придумали, когда приступили к написанию песен в июле 1990 года”, - вспоминал барабанщик Ларс Ульрих в 2014 году. “Всё шло своим чередом после …«And Justice For All». Мы хотели упростить и упорядочить репертуар. И эту песню мы написали за день или два. Все фрагменты «Enter Sandman» основаны на главном риффе”.
3. Лирика Джеймса Хэтфилда для «Enter Sandman» изначально была о смерти в колыбели.
Хотя музыка для «Enter Sandman» была первым, что группа написала для “Чёрного Альбома”, фронтмен и ритм-гитарист Джеймс Хэтфилд закончил текст для композиции гораздо позже. Первоначально предполагалось, что песня будет о младенце, загадочно умирающем в своей кроватке. Но группа и менеджмент попросили Хэтфилда (через продюсера Боба Рока) смягчить текст.
«Сначала, основываясь на музыке и риффе, группа и их менеджмент подумали, что это может быть первый сингл», - вспоминал Рок в 2011 году. «Потом они услышали тексты Джеймса и поняли, что это песня о детской кроватке. Все прошло не так хорошо…»
«Я сел с Джеймсом и поговорил с ним о его словах», - продолжил Рок. «Я сказал ему: “То, что у тебя есть, здорово, но может быть и лучше. Неужели это должно быть так буквально?” Не то чтобы я думал о сингле; Я просто хотел, чтобы он сделал песню отличной. Это был процесс, он учился говорить то, что хотел, но более поэтично и открыто. Он переписал некоторые тексты, и получился… первый сингл».
4. Metallica выбрала Боба Рока для продюсирования пластинки, несмотря на то, что они не были большими поклонниками групп, с которыми он раньше работал.
Решение группы нанять продюсера Боба Рока для управления Metallica было спорным, поскольку канадский продюсер и звукоинженер был наиболее известен в то время своей студийной работой с Mötley Crüe, Bon Jovi, Kingdom Come, The Cult и Loverboy, пятью группами никак не связаных с трэшем. Но участников Metallica больше интересовало то, как он работал с этими группами, а не музыка, которую они создавали вместе с ним.
«С Бобом мы хотели получить хороший микс», - сказал Ульрих журналисту Гарри Шарп-Яну в интервью для журнала “Metal: The Definitive Guide” 2007 года. «Мы хотели добиться такого мощного звука в низах, и мне всё равно, есть ли эта песня на пластинке Bon Jovi, пластинке Cult или пластинке Metallica. Звук есть звук, и он нам был нужен».
5. “Black Album” стал первым случаем, когда Metallica использовала три разных гитарных строя на одном альбоме.
В то время как многие хард-роковые и метал-группы на протяжении многих лет использовали альтернативные настройки для достижения более тяжелого звука, Metallica в основном сохраняла свои гитары в обычном стандарте E до 1991 года, за исключением «The Thing That Should Not Be» из альбома “Master” 1986 года. Из “Puppets” (на котором гитары были опущены на полтора тона) и две кавер-версии на мини-альбоме 1987 года “The $5.98 EP: Garage Days Re-Revisited”, где группа опустилась на целый тон. На альбоме “Metallica” 10 из 12 песен альбома снова использовали стандартную настройку E, но группа ещё немного доработала песни по велению Боба Рока, опустив гитары до стандартного D для «Sad but True» и Eb для «The God That Failed».
«Я понял, что каждая песня, в том числе и эта, написана в тональности ми», - сказал Боб Рок про «Sad But True». «Я обратил на это внимание группы, и они сказали: «Ну, разве E не самая низкая нота?» Я сказал им, что на пластинке Mötley Crüe «Dr. Feelgood» строй D. И тогда Metallica переключились на D, после чего рифф действительно стал жирнее. Это была мощь, которую невозможно было остановить, несмотря ни на что.
6. Альбом также стал первым, когда Metallica записала свои основные треки «вживую» вместе в студии.
«Мы хотели, чтобы альбом был живым», - сказал Джеймс Хетфилд “Guitar World” в 1991 году. «Раньше либо мы с Ларсом создавали ритм-партии без Кирка и Джейсона, либо Ларс играл в одиночку. На этот раз я хотел попробовать сыграть в студии вместе со всей группой. Это облегчает задачу и получается более атмосферно. Все были в одной комнате и мы могли наблюдать друг за другом. Это очень помогло, особенно с некоторыми партиями баса и соло. Также помогло то, что мы играли большую часть песен в течение двух месяцев, ещё до того, как мы вошли в студию».
7. Вокальные выступления Джеймса Хэтфилда в песнях «The Unforgiven» и «Nothing Else Matters» были напрямую вдохновлены Крисом Айзаком.
«Wicked Game» Криса Айзака, ставшая мировым хитом в конце 1990-го и начале 1991-го года, также привлекла внимание Джеймса Хэтфилда, который попросил Боба Рока помочь ему воспроизвести угрюмый вокал певца на двух сравнительно более медленных трэках “Чёрного альбома”.
«Он Хэтфилд сказал: «Боб, я никогда раньше не пел - я тупо кричал», - вспоминал Рок в интервью 2015 года Крису Джерико. «Он поставил мне пластинку Криса Айзака и сказал: “На «Nothing Else Matters» и «The Unforgiven» я хочу спеть. Как мне это сделать?” Я сказал: “Я покажу тебе отличный вокал, так что тебе не придётся дублировать партию. В голосе Криса Айзака вы можете услышать такой нюанс: он не дублирует голос в вокальной партии. Он просто поёт. И ты поёшь”. Мы настроили всё так, чтобы ему было удобно и его вокал был отличным, а затем он спел. С каждым днём у него получалось всё лучше. Со временем он привык что называется петь. И стал великим певцом».
8. Трое из четырёх участников группы пережили развод во время записи альбома.
Мрачно-блюзовая атмосфера “Black Album” это не только результат нового музыкального пути группы. Ларс Ульрих, Кирк Хэммет и басист Джейсон Ньюстед тоже пели блюз в своей личной жизни.
«Ларс, Джейсон и я переживали развод», - сказал Хэмметт “Playboy” в 2001 году. - «У меня была эмоциональная катастрофа. Я пытался передать это чувство вины и неудачи в музыку, чтобы извлечь из этого что-то позитивное. Джейсон и Ларс тоже, и я думаю, что во многом это определило звучание “Чёрного Альбом” и почему оно именно такое».
9. Кирк Хэммет появляется в видео на «Nothing Else Matters», но на самом деле он не играет на треке.
Первоначально написанная Джеймсом Хэтфилдом как песня о любви его тогдашней девушке и основанная на мелодии, которую он сочинил рассеянно перебирая струны гитары во время одного из телефонного разговора, - «Nothing Else Matters» стала огромным отходом от Metallica. Услышав черновую версию, которую Хэтфилд записал для себя на кассету, Ульрих убедил его, что группе необходимо записать песню для альбома “Metallica”; Затем Хэтфилд сам записал акустическое вступление к песне и блюзовое гитарное соло, что сделало ее одним из немногих треков Metallica, на которых Кирк Хэмметт не играл.
«Мне пришлось заучивать всю эту вступительную партию, чтобы играть самому на сцене», - вспоминал Хэмметт в 2012 году, - «Меня это малость пугало, потому что у нас никогда не было песни, которая начиналась бы таким образом».
10. Джеймс Хэтфилд опасался, что «Nothing Else Matters», что у фанатов Metallica «бомбанёт».
3 августа 1991 года Metallica предприняли беспрецедентный шаг, представив свой новый альбом на бесплатной вечеринке в “Мэдисон-Сквер-Гарден”. («Наш альбом играл в “The Garden” раньше, чем мы начали его играть», - позже пошутит Ларс Ульрих.) За исключением «Enter Sandman», которая была выпущена четырьмя днями ранее, 10 000 присутствующих фанатов впервые услышали музыку альбома “Metallica”. Джеймс Хэтфилд особенно беспокоился о том, как фанаты отреагируют на «Nothing Else Matters».
«Я просто ждал, когда заиграет “Nothing Else Matters”», - сказал Хэтфилд автору книги “Metallica Unbound” Кей-Джей Доутону в 1992 году. «Знаете, чтобы увидеть, смотрят ли эти люди друг на друга и блюют! Смеётся. Мне было интересно, как люди будут реагировать в общении друг с другом; люди спрашивают: “Тебе это нравится?” - “Я не знаю, а тебе самому как?”» К счастью для Хэтфилда, песня была хорошо принята. «Людям она нравилась», - вспоминал он, - «Что было довольно удивительно».
#Metallica #BlackAlbum #JamesHetfield #Kirkammett #JasonNested #BobRock #30лет